Фрагмент для ознакомления
2
Введение
За последние годы российское антимонопольное законодательство претерпело значительные
изменения. Это связано с тем, что, будучи относительно молодым, оно вынуждено оперативно
реагировать на вызовы постоянно развивающихся отношений в российской экономике.
Законодательная реформа в сфере антимонопольного регулирования основана на так называемых
антимонопольных пакетах, которые готовились ФАС России.
1.Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития государства
Антимонопольная политика государства является одним из важнейших направлений экономического
развития государства, ее цель – демонополизация экономики, формирование конкуренции и
повышение эффективности производства на основе рыночного регулирования экономических
процессов, глобализации современных мировых экономических процессов, которая активно влияет на
формирование национальных экономик и оказывает давление на формирование новых нормативных
регулятивных механизмов в сфере конкуренции. Цели государственного антимонопольного
регулирования в этих условиях, состоят, с одной стороны, в возможности снижения злоупотребления
доминирующим положением, которое ограничивает конкуренцию, экономическая концентрация
рынков и прекращение согласованных антиконкурентных действий, которые ориентированы на
вытеснение конкурентов, и, с другой стороны, на создание условий для эффективного развития
3
отечественных производителей, что направлено на повышение конкурентноспособности на
региональных и мировых рынках.
Нужно понимать, что благоприятная конкурентная среда является важнейшим фактором развития
российского предпринимательства и высоко оценивается всем предпринимательским сообществом.
Поддержание благоприятной конкуренции является по значимости, одной из приоритетных задач в
экономике государства, уступающее по своей важности только фундаментальной обязанности власти,
по формированию законодательных условий деятельности бизнеса и обеспечению справедливого их
применения. Каждый институт государственной власти имеет обязанность создавать условия
органичного развития конкурентной среды .
Для эффективного функционирования бизнеса антимонопольный орган в сфере своей компетенции
обязан решать задачи контроля и надзора за соблюдением законодательства о конкуренции,
осуществлять контроль за экономической концентрацией антимонопольного регулирования в сфере
естественной монополии, контроль в сфере размещения государственных заказов, контроль за
развитием конкуренции в стратегических отраслях и др.
Антимонопольная политика рассматривается как компонент концепции экономического развития
России. Нужно уточнить, что конкуренция может оказаться под угрозой также в ситуации, когда власть и
рычаги экономического воздействия на рынок сконцентрированы руках небольшого количества
участников, либо ограничения соревнований в условиях рыночной системы ограничивают свободное
действие рыночных механизмов и ведут к диспропорции спроса и предложения и нерациональному
использованию производственных мощностей и факторов.
2. Нововведения в законодательстве о защите конкуренции, «четвертый антимонопольный пакет»
С января 2016 года вступил в силу «четвёртый антимонопольный пакет», который обсуждался около 3
лет и в итоге внес достаточно большое число изменений в «Закон о защите конкуренции» КоАП РФ и
Федеральный закон «О естественных монополиях». ФАС России, назвала «четвёртый антимонопольный
пакет» подготовленным в интересах бизнеса.
Учитывая то, что с его принятием было реализовано в законе смягчение административной
ответственности за антимонопольные нарушения, расширена сфера применения института
предупреждений и созданы коллегиальные органы ФАС России, которые уполномочены
пересматривать принятые предписания и решения. В тоже время, начиная с 5 января 2016 года, в ФАС
России прекратилось ведение реестра хозяйствующих субъектов, которые имеют долю на рынке
определенного товара в размере более чем 35% или хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на рынке. Непосредственно реестр, составленный до вступления в силу
«четвёртого антимонопольного пакета» также был упразднён.
Таким образом, в настоящее время лицо не может быть признано занимающим доминирующее
положение, если его доля на рынке составляет менее 35%, но, здесь следует обратить внимание, что
норма на коллективное доминирование, действует по-прежнему. Часто компании оценивают лишь
свою долю на рынке и не учитывают тот факт, что они также могут быть признаны доминирующими на
рынке коллективно со своими конкурентами.
Норма коллективного доминирования, считается необходимой в ФАС России, и не планируется менять
или отменять ее в ближайшее время. Кроме того, нововведением, которое, в то же время подвергалась
4
критике со стороны бизнеса во время разработки «четвёртого антимонопольного пакета» , является
расширение возможности принятия Правительством правил недискриминационного доступа.
По новым правилам, в ситуации если доля компании на товарном рынке составляет более 70%, при
этом она допускает злоупотребление доминирующим положением, в целях предупреждения создания
дискриминационных условий доступа к товарам, которые производит данная компания, Правительство
РФ устанавливает перечень товаров, к которым предоставляется недискриминационный доступ и
порядок определения потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию.
Таким образом, остается открытым вопрос о введении правил недискриминационного доступа. Не
достаточно четко определено, это право или обязанность Правительства РФ, когда ФАС России будет
обращаться в Правительство РФ для применения данной меры, закон не указывает, нужно ли
Правительству РФ определять срок действия правил недискриминационного доступа, или условия при
которых они могут быть отменены, в частности при снижении рыночной доли компании и др. В силу
отсутствия четких указаний в законе, предполагается, что правила недискриминационного доступа
могут быть приняты после однократного злоупотребления компании доминирующим положением и на
бессрочный период.
3.Антиконкурентные действия органов публичной власти в современном законодательстве
Итак, как было упомянуто выше, в «четвёртом антимонопольном пакете» произошли изменения в
правилах недискриминационного доступа. Произошло расширение возможности принятия
Правительством правил недискриминационного доступа (ПНД). С января 2016 года они
устанавливаются не только в отношении товаров, которые производятся и реализуется субъектами
естественных монополий.
Правительство РФ устанавливает правила, которые содержат:
- перечень товаров, к которым предоставляется дискриминационный доступ;
- перечень информации, которая позволяет обеспечить возможность сопоставления участниками
товарного рынка условия обращения товара;
- порядок раскрытия указанной информации, в том числе относительно стоимости товаров, принципах
определения цены и, возможно, объеме производства и/или реализации товаров;
- кроме того, существенные условия договоров и/или типовые договоры о предоставлении доступа к
товарам и порядок определения потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию;
- правила, которые могут содержать условия об обязательной продаже товара на торгах.
Вопросы, которые не находят ответа в новом законодательстве (о введении ПНД, относительно права
или обязанности Правительство РФ вводить их, не совсем понятно, как было указано в предыдущем
пункте).
Злоупотреблением считаются также действия, которые могут привести к недопущению, ограничению,
устранению конкуренции или ущемлению интересов других лиц, но еще не привели к этим
последствиям.
Заключение
5
Таким образом, проведён краткий анализ относительно недавних масштабных изменений в
антимонопольном законодательстве.
Весьма объёмные и значимые изменения в российское антимонопольное законодательство («третий
антимонопольный пакет») вносились в 2012 г. Однако уже сразу после принятия этого пакета
чувствовалась необходимость внесения дополнительных изменений в антимонопольное
законодательство, учитывая то обстоятельство, что он носил характер некоторой либерализации
репрессивного характера антимонопольного законодательства на момент принятия и требовал, как
минимум, точечных изменений.
При обсуждении изменений с участием ФАС России, стало ясно, что очередной этап развития
российского антимонопольного законодательства будет достаточно масштабным и точечными
поправками законодатель не ограничится. Вариант «четвёртого антимонопольного пакета» коснулся
изменений и в сфере антиконкурентных действий органов публичной власти.